Версия для слабовидящих

ОГЛАВЛЕНИЕ Учебного плана

Учебный план 2023-2024 (pdf)

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МБОУ СОШ № 5, РЕАЛИЗУЮЩЕГО ПРОГРАММУ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ООО, С ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОДНОГО ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ПРИ 6-ТИ ДНЕВНОЙ УЧЕБНОЙ НЕДЕЛЕ ДЛЯ 5-9 КЛАССОВ НА 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД

РАЗДЕЛ II. ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ.

Пояснительная записка

Учебный план для 5, 6, 7, 8, 9 классов разработан на основе:
1.Федерального государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от «17» декабря 2010 г.
2. Приказа Минобрнауки России от 04 октября 2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»;
3 .Приказа Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»);
4.СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);с изменениями СанПин от 24.12.2015 г., Постановление о внесении изменений от 02.01.2016 г.
5. Базисного учебного плана основного общего образования (Примерная основная образовательная программа основного общего образования);
6. Письма Департамента общего образования Минобрнауки России от 19.04.2011 № 03- 2955 «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
7. Приказа Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
8.Письма Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки Российской Федерации от 29.04.2014 № 08- 548 «О федеральном перечне учебников»;
9. Письмо Министерства образования и науки Красноярского края от 07.09.12 №6471/и «Об учебном плане общеобразовательного учреждения».
10. Письмо Министерства образования и науки Красноярского края от 17.06.13 № 5429 «О формировании учебных планов для организации образовательного процесса детям с ограниченными возможностями здоровья»;
11.Письмо Министерства образования и науки Красноярского края от 25.07.14 № 75-9186 «О финансировании школ»
12.Приказа Минобрнауки РФ от 29 декабря 2014 г. N 1644 (зарегистрировано в Минюсте РФ 6 февраля 2015 г. Регистрационный № 35915) в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО)
13. Концепция нового УМК по отечественной истории, включающая Историко-культурный стандарт http://минобрнаукирф/документы/3483,http://www.kommersant.ru/docs/2013/standart.pdf;
14. Методические рекомендации КГАУ ДПО КК ИПК РО о преподавании учебных предметов «Всеобщая история», «История России», «История» в 2017 - 2018 учебном году.

Учебный план определяет

-максимальный объём учебной нагрузки обучающихся,
-состав учебных предметов,
-распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам и учебным предметам.

Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.

В соответствии с годовым календарным учебным графиком работы школы продолжительность учебного года определена для 5-9-х классов – 34 учебных недели. Продолжительность урока – 45 минут.

Обязательная часть определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по классам. Обязательная часть обеспечивает реализацию федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Часть Учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет содержание образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), учредителя образовательной организации. Она приведена в соответствие с образовательными потребностями обучающихся, запросами их родителей и возможностями образовательной организации. В 5 классах компонент образовательного учреждения составляет 5 часов, в 6-м классе-4ч, в 7 кл- 5ч, 8кл -4ч, 9кл -4ч.

Обязательные предметные области учебного плана: русский язык и литература, родной язык и родная литература, математика и информатика, общественно-научные предметы, естественнонаучные предметы, искусство, технология, физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности, основы духовно-нравственной культуры народов России.

С целью формирования у школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении традиций религиозных культур многонационального народа России, вводится в 5 классе учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России», как продолжение курса ОРКСЭ (1 час).

«Русский язык» В обязательной части учебного плана в образовательной области «Филология» предусматривается изучение русского языка в 5-х классах по 5 часов в неделю, в 6-х классах – по 6 часов, в 7-х классах – по 4 часа, в 8-х – по 3 часа, в 9-х – по 3 часа. Изучение русского языка направлено на развитие и совершенствование коммуникативной компетенции (включая языковой, речевой и социолингвистический ее компоненты), лингвистической (языковедческой), а также культуроведческой компетенций.

Предмет «Литература» изучается в 5-6-х и 9-х классах по 3 часа в неделю, в 7-8-х классах – по 2 часа. Стратегическая цель изучения литературы на этапе основного общего образования – формирование потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия и понимания литературных текстов, что предполагает постижение художественной литературы как вида искусства, целенаправленное развитие способности обучающегося к адекватному восприятию и пониманию смысла различных литературных произведений и самостоятельному истолкованию прочитанного в устной и письменной форме.

«Родной язык» и «Родная литература». Обучение родному языку и родной литературе совершенствует нравственную и коммуникативную культуру ученика. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, имеет особый статус: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Он влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в дальнейшем способствует овладению будущей профессией. Содержание курса «Родной язык» и «Родная литература» направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней. Курс будет введен во 2-м полугодии в 1 классе по 1 часу на каждый предмет.

Предмет «Иностранный язык» в 5-9 классах изучается по 3 часа в неделю. Данный учебный предмет обеспечивает развитие иноязычных коммуникативных умений и языковых навыков, которые необходимы обучающимся для продолжения образования в школе или в системе среднего профессионального образования.

В образовательной области «Математика и информатика» предмет «Математика» изучается в 5-6-х классах по 5 часов в неделю. В 7-9 классах образовательная область «Математика» представлена предметами «Алгебра» - по 3 часа в неделю, «Геометрия» - по 2 часа в неделю, «Информатика» - по 1 часу в неделю. Преподавание предмета «Математика» в основной школе предполагает реализацию следующих компонентов: арифметика, алгебра, геометрия, теории вероятностей, статистики и логики. Изучение математики в 5-9 классах направлено на достижение следующих целей:

начать овладевать системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

начать формировать представление об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

продолжить воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общественной культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Изучение информатики в 7-9 классах направлено на достижение следующих целей:
• формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики за счет развития представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли информационных процессов в современном мире;
• совершенствованию общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией в процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и ИКТ; развитию навыков самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования , исследовательской деятельности и т.д.),
• воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, воспитанию стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ. В образовательную область «Общественно – научные предметы» входят учебные предметы: «История России. Всеобщая история» (по 2 часа в неделю в 5-9-х классах), «Обществознание» (по 1 часу в неделю в 6-9-х классах), «География» (по 2 часа в неделю в 5-6-х классах (добавлен 1 час из части, формируемой участниками образовательных отношений, по 2 часа – в 7-9-х классах).

Целью школьного исторического образования является формирование у учащегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.

Содержание учебного предмета «История» в основной школе отражено в единой Примерной программе по истории для 5-9 классов в виде двух курсов: «История России» и «Всеобщая история».

Основой учебного предмета «Обществознание» являются научные знания об обществе и его основных сферах, о человеке в обществе. Учебный предмет «Обществознание» многогранно освещает проблемы человека и общества через призму основ наук: экономика, социология, политология, социальная психология, правоведение, философия, акцентируя внимание на современные реалии жизни, что способствует формированию у обучающихся целостной картины мира и жизни человека в нем.

Географическое образование должно обеспечить формирование картографической грамотности, навыков применения географических знаний в жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Изучение естественно – научных дисциплин обеспечено предметами: «Биология» (в 5-7-х классах – по 1 часу в неделю и 1 час из части, формируемой участниками образовательных отношений, в 8-9-х классах – по 2 часа в неделю), «Физика» (по 2 часа в 7-8-х классах и 3 часа в 9 классе), «Химия» (по 2 часа в неделю в 8-9-х классах).

Освоение учебного предмета «Биология» направлено на развитие у учащихся ценностного отношения к объектам живой природы, создание условий для формирования интеллектуальных, гражданских, коммуникационных, информационных компетенций. Обучающиеся овладеют научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни.

Освоение учебного предмета «Физика» направлено на развитие у обучающихся представлений о строении, свойствах, законах существования и движения материи, на освоение обучающимися общих законов и закономерностей природных явлений, создание условий для формирования интеллектуальных, творческих, гражданских, коммуникационных, информационных компетенций.

В системе естественнонаучного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, формировании научной картины мира, создании основы химических знаний, необходимых для повседневной жизни, навыков здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни, а также в воспитании экологической культуры. Успешность изучения химии связана с овладением химическим языком, соблюдением правил безопасной работы при выполнении химического эксперимента, осознанием многочисленных связей химии с другими предметами школьного курса.

Изучение предметной области «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» обеспечено предметами «Физическая культура» из расчета 3 часа в неделю и «Основы безопасности жизнедеятельности» - по 1 часу в 8-9-х классах. Освоение учебного предмета «Физическая культура» направлено на развитие двигательной активности обучающихся, достижение положительной динамики в развитии основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма, формирование потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом. Целью изучения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» является формирование безопасного поведения учащихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, а также отрицательного отношения учащихся к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков.

Предметная область «Искусство» включает в себя учебные предметы «Изобразительное искусство» и «Музыка». Предмет «Музыка» изучается в 5-8- х классах по 1 часу в неделю, предмет «Изобразительное искусство» - в 5-7-х классах по 1 часу в неделю.

Программа учебного предмета «Изобразительное искусство» ориентирована на развитие компетенций в области освоения культурного наследия, умения ориентироваться в различных сферах мировой художественной культуры, на формирование у обучающихся целостных представлений об исторических традициях и ценностях русской художественной культуры.

Овладение основами музыкальных знаний в основной школе должно обеспечить формирование основ музыкальной культуры и грамотности как части общей и духовной культуры школьников, развитие музыкальных способностей обучающихся, а также способности к сопереживанию произведениям искусства через различные виды музыкальной деятельности, овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности.

Образовательная область «Технология» включает предмет «Технология» по 2 часа в неделю в 5-7-х классах и 1 час в 8 классе. Он направлен на овладение учащимися навыками конкретной предметно-преобразующей (а не виртуальной) деятельности, создание новых ценностей, что, несомненно, соответствует потребностям развития общества. В рамках «Технологии» происходит знакомство с миром профессий и ориентация школьников на работу в различных сферах общественного производства. Тем самым обеспечивается преемственность перехода учащихся от общего к профессиональному образованию и трудовой деятельности.

Часть Учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет содержание образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), учредителя образовательной организации. Распределение часов части Учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса:

в 5кл-по 5 ч, в 6-х кл – по 4 ч, в 7-х кл-5ч, в 8-9 кл по 4 ч в в неделю.

С целью формирования у школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении традиций религиозных культур многонационального народа России, вводится учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» - в 5 классе 1 час в неделю.

Таблица распределения часов по 5-9 классам




Сообщить об ошибке!