Версия для слабовидящих

ОГЛАВЛЕНИЕ Учебного плана

Учебный план 2023-2024 (pdf)

Учебный план Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №5.
2020 - 2021 учебный год

УЧЕБНЫЙ ПЛАН СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ 10-11 КЛАССОВ МБОУ СОШ№ 5, РЕАЛИЗУЮЩЕГО ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ КОМПОНЕНТОМ И ФЕДЕРАЛЬНЫМ БАЗИСНЫМ УЧЕБНЫМ ПЛАНОМ 2004 ГОДА, НА 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД

Пояснительная записка

Учебный план школы для 10-11-х классов разработан на основе нормативно-правовой базы:
1) Федерального базисного учебного плана, утверждённого приказом № 1312 Министерством образования РФ 9 марта 2004 года;
2) Приказа № 241от 20. 08. 2008г. Минобрнауки России «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»;
3) Приказа № 889 от 30.08.2010г. Минобрнауки России «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»;
4) Приказа № 1994 от 03.06.2011 Минобрнауки России «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»;
5) Регионального базисного учебного плана для образовательных учреждений Красноярского края, утверждённого постановлением Совета администрации края 17.05.06;
6) Закона Красноярского края от 30.06.2011 г. № 12-6054 «О внесении изменений в законы края, регулирующие вопросы в области краевого (национально-регионального) компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Красноярском крае»;
7) Письма № 5043/и от 15.07.2011 Министерства образования и науки Красноярского края «Об изменениях в базисном учебном плане»;
8) СанПиН 2.4.2.2821-10 Список изменяющих документов (в ред. Изменений N 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 N 85, Изменений N 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 N 72, Изменений N 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 N 81)
9) Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.01.2012 №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2004 г. №1089»;
10) Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.02.2012 №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №1312»;
11) Письмо Министерства образования и науки Красноярского края от 07.09.12 №6471/и «Об учебном плане общеобразовательного учреждения».
12) Приказа Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
13) Письма Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки Российской Федерации от 29.04.2014 № 08- 548 «О федеральном перечне учебников»;
14) Письмо Министерства образования и науки Красноярского края от 07.09.12 №6471/и «Об учебном плане общеобразовательного учреждения».
15) Письмо Министерства образования и науки Красноярского края от 25.07.14 № 75-9186 «О финансировании школ».
16) Методические рекомендации КГАУ ДПО КК ИПК РО о преподавании учебных предметов «Всеобщая история», «История России», «История» в 2017 - 2018 учебном году.
17) Приказ Министерства образования и науки РФ от 7 июня 2017 г. № 506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089».

Для 10 – 11-х классов Учебный план составлен на основании Примерного учебного плана для универсального обучения с учетом изменений, внесенных приказами Минобрнауки России (непрофильные школы и классы).

В соответствии с годовым календарным учебным графиком работы школы продолжительность учебного года определена следующим образом:
для 10-го класса – 34 учебные недели,
для 11-го класса – 34 учебные недели.

Учебный план состоит из двух частей:
1.Инвариантная часть, которая включает базовые учебные предметы, обеспечивающие реализацию государственного стандарта общего образования.
2.Вариативная часть, обеспечивающая реализацию регионального (национально-регионального компонента) и компонента образовательного учреждения. Вариативная часть представлена обязательными занятиями по выбору учащихся. Для реализации федерального компонента использованы базовые программы, рекомендованные Министерством образования. Распределение часов инвариантной части соответствует рекомендациям БУП-2004.

Дополнительно введено:
1 час в 11 классе на реализацию Приказа Министерства образования и науки РФ от 7 июня 2017 г. № 506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089» об организации изучения учебного предмета «Астрономия».

На усиление программы по русскому языку из вариативной части выделен 1 час в 10 классе.

Учебная нагрузка старшеклассников не превышает норм нагрузки, соответствующих 6-ти дневной учебной недели – 36 ч.в 10 классе, 37 часов в 11 классе.

Учебный план обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10, и предусматривает 2- летний нормативный срок освоения образовательных программ среднего общего образования для 10-11 классов.

Учебный процесс в 10-11 классах организован в условиях шестидневной учебной недели в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими нормами (СанПиН 2.4.2 2821-10), регламентирован календарным учебным графиком на 2019-2020 учебный год.

Базовые образовательные предметы (математика, русский язык, литература, ино- странный язык, история, обществознание, физика, химия, биология, МХК, физическая культура, ОБЖ, физкультура) являются обязательными для всех обучающихся и обеспечивают уровень образования в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов.

Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации является теми характеристиками личности, которые обеспечивают успех выпускника практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации.

В рамках предмета «Математика» значительное внимание в старшей школе уделяется построению и исследованию математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач смежных дисциплин. Учитывая результаты государственной итоговой аттестации, необходимость повышения качества образования, за счет компонента образовательного учреждения в 11классе изучается элективный курс по математике «Избранные вопросы математики» (1 час), что соответствует образовательному запросу потребителей образовательных услуг, этот час выделен на усиление предмета для подготовки к ЕГЭ.

Курс «Обществознание» в 10-11 классах, приобщает учащихся к гражданской культуре, освоению начал правовых, социологических, политологических, культурологических знаний, создающих возможность для освоения молодыми поколениями основных социальных отношений, умения отстаивать свои права, вести диалог, находить содержательные компромиссы, использовать возможность правовой системы государства.

Критериями качества исторического образования выпускника средней полной школы являются: сформированность умений анализировать, объяснять, оценивать исторические явления и развитие коммуникативной сферы учащихся. Учебный предмет «История» изучается в 10-11 классах в объеме, предусмотренном базисным учебным планом и включает курсы Всеобщей истории – 48 часов, истории России – 92 часа (134 часа в 10-11 классах).

Учебный предмет «География» изучается в 10 и 11 классах в объеме 1 часа инвариантной части учебного плана.

Преподавание предметов образовательной области «Естествознание»: физика, химия, биология в старшей школе предполагает знакомство с методами научного познания окружающего мира, постановку проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Количество недельных часов на изучение учебных предметов «Химия», «Биология» в 10-11 классах изучается в объеме 1 недельного часа, «Физика» по 2 часа. Для усиления практической направленности в изучении предметов естественнонаучного цикла, обеспечения образовательных запросов старшеклассников, федеральный компонент учебного плана по данному циклу дополнен курсами школьного компонента в 10, 11 классах.

Основными целями курса «Информатика и ИКТ» в старшей школе является формирование системных знаний для обеспечения информационной культуры выпускников; приобретение учащимися опыта коллективной реализации информационных проектов, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда.

Основным предназначением изучения учебного предмета «Технология» в старшей школе является: продолжение формирования культуры труда выпускника; развитие системы технологических знаний; уточнение профессиональных и жизненных планов в условиях рынка труда. Основными методами обучения являются: решение прикладных задач, практические и лабораторно-практические работы, моделирование и конструирование, экскурсии. В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей: с математикой и экономикой при проведении расчетных и графических операций, с химией при характеристике свойств материалов, с физикой при изучении устройства и принципов работы механизмов, современных технологий, с историей, обществознанием и искусством при выполнении технологических проектов, творческих работ.

Курс «Мировой художественной культуры» систематизирует знания о культуре и искусстве, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры связан со спецификой предмета, выходом на творческую составляющую человеческой деятельности, в рабочей программе упор сделан на деятельные формы обучения учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства. Учебный предмет «Мировая художественная культура» изучается в 10-11 классах в объеме 1 часа в неделю.

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 г. № 889 "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования" в объем недельной учебной нагрузки всех ступеней обучения общеобразовательного учреждения вводится третий час физической культуры.

В соответствии с изменениями в базисном учебном плане РФ преподавание предмета «ОБЖ» ведется в объеме 1 часа в неделю в 10-11 классе. (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.08.2008 №241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»).

При проведении курса «Основы регионального развития» (по 2 часа в 10-11 классах) учитываются формы учебных занятий (практическая, проектная). Часть времени уделяется самостоятельной работе обучающихся. Этот предмет направлен на формирование личностных качеств, которые позволят ориентироваться на региональном рынке труда и при выборе профессионального образования.

Основным проектируемым результатом на данном уровне обучения является достижение выпускниками школы уровня образования, достаточного для их самоопределения; психологической и функциональной подготовленности к продолжению образования в выбранной профессиональной области.

Все учебные дисциплины на уровнях начального, среднего и общего образования с использованием учебников, включенных в Федеральный перечень, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе.

Вариативная часть, обеспечивающая реализацию регионального (национально-регионального компонента) и компонента образовательного учреждения. Вариативная часть представлена обязательными занятиями по выбору учащихся. Для реализации федерального компонента использованы базовые программы, рекомендованные Министерством образования. Распределение часов инвариантной части соответствует рекомендациям БУП-2004. В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07 июня 2017 г. № 506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г.№1089) изучение учебного предмета «Астрономия» в 11 классе осуществляется за счет компонента образовательного учреждения.

В 11 классах результатом промежуточной аттестации согласно Положению о фор- мах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ С ОШ №5 является годовая отметка.

Учебный план позволяет реализовать цели образовательной программы школы:
обеспечение личностного самоопределения учащихся,
формирование нравственной,
мировоззренческой,
гражданской позиции,
выявление творческих способностей учащихся,
развитие способностей самостоятельного решения проблем в различных видах и сферах деятельности.

Учебный план 10 класса

Учебный план, реализующих основную образовательную программу среднего общего образования, отражает организационно-педагогические условия, необходимые для достижения результатов освоения основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС СОО, организации образовательной деятельности, а также учебный план определяет состав и объем учебных предметов, курсов и их распределение по классам (годам) обучения. Количество часов учебных занятий определялось после отбора содержания и составления тематического планирования.

Учебный план – документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся (п. 22 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Универсальный профиль ориентирован, в первую очередь, на обучающихся, чей выбор «не вписывается» в рамки заданных выше профилей. Он позволяет ограничиться базовым уровнем изучения учебных предметов, однако ученик также может выбрать учебные предметы на углубленном уровне.
Учебные предметы Примерное распределение чсов в неделю Формы промежуточной аттестации
10 класс
11 класс
10 класс
11 класс
Инвариантная часть. Универсальный (основной) компонент
Русский язык
2(68)
1(34)
Т
Годовая оценка
Литература
3(102)
3(102)
Т Годовая оценка
Иностранный язык
3(102)
3(102)
Т
Годовая оценка
Математика
4(136)
4(136)
Кр Годовая оценка
История
2
2
Т Годовая оценка
Обществознание (включая экономику и право)
2
2
Т Годовая оценка
Физическая культура 3
3
Т
Годовая оценка
ОБЖ
1
1
Т Годовая оценка
Всего:
28
28


Вариативная часть.
География
1
1
Т
Годовая оценка
Физика
2
2
Кр
Годовая оценка
Химия
1
1
Т
Годовая оценка
Биология
1
1
Т
Годовая оценка
Мировая художественная культура
1
1
Т
Годовая оценка
Технология
1
1
П
Годовая оценка
Информатика и ИКТ
1
1
Кр
Годовая оценка
Астрономия
-
1
Т
Годовая оценка
Всего: 8
9


Национально-региональный компонент
Основы регионального развития
2
2
Т
Годовая оценка
Всего
30
30


Компонент образовательного учреждения
Элективный курс «Природопользование»
1

З

Элективный курс
«Основы цитологии»
1

З

Элективный курс
«За страницами учебника химии»
1

З

Элективный курс
 «От текста к творчеству»
1

З

Элективный курс
«Теория и практика анализа текста»
1

З

Элективный курс «Технология создания сайтов»
1

З

Элективный курс по математике "Избранные вопросы математики"

1

З
Элективный курс «Основные вопросы биологии»

1

З
Элективный курс по химии «Химия в задачах»

1

З
Элективный курс «Человек-общество-мир» 
1

З
Элективный  курс «Русский язык в формате ЕГЭ»

2

З
Элективный курс «Сочинение по ЕГЭ на высокий балл»

1

З
Элективный курс «Избранные вопросы информатики»

1

З
Итого:
6
8


Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе
36
37




Сообщить об ошибке!