В осуществлении процесса обучения и воспитания школьников МБОУ СОШ № 5 использует индивидуально-ориентированный способ. Основным средством при реализации образовательных программ является инновационная технология ИОСО Ярулова. Средствами организации воспитательного процесса являются самоуправление школьников через деятельность Школьного Парламента и Всероссийского движения школьников. Патриотическое воспитание представлено клубом «Юнармия».
Модернизация российского образования обусловила необходимость создания условий для повышения качества образования. В связи с этим особенно актуальной стала ориентация образования не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и на развитие личности, познавательных способностей, формирование опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся за свой выбор. Изучив разные технологии обучения учащихся, коллектив пришёл к выводу, что внедрение индивидуально-ориентированного способа обучения поможет разрешить основное противоречие традиционной школы, связанного с групповой формой организации учебных занятий и индивидуальным характером усвоения знаний, умений, навыков; поможет дифференцировать и индивидуализировать учебно-воспитательный процесс в школе.
Для чёткой организации деятельности коллектива по внедрению ИОСО в рамках образовательной программы нашего учреждения по инициативе администрации школы в 2002 году была разработана программа «Внедрение индивидуально-ориентированной системы обучения в учебный процесс». Цель которой: определение стратегии, принципов функционального, педагогического, психологического и научно-методического обеспечения реализации внедрения ИОСО; обеспечение включённости педагогов, учащихся в инновационную деятельность. Реализация этой программы завершилась в 2006-07 учебном году. В настоящее время школа работает по плану в рамках общей программы Краевого инновационного комплекса.
В 2003 году школа становится кандидатом в состав Краевого инновационного комплекса.
В январе 2004 года состоялась экспертиза деятельности по созданию новой образовательной практики на основе индивидуально-ориентированных учебных занятий лабораторией ИОСО.
В 2004 году наша школа была введена в состав Краевого инновационного комплекса по внедрению ИОСО.
В 2006 году состоялась экспертиза деятельности площадки лабораторией ИОСО. По позитивным результатам инновационной деятельности школе был присвоен статус адаптационно-тиражирующей площадки краевого инновационного комплекса.
В школе разработаны:
программа развития на период с 2011 по 2015 год;
рабочие программы всем предметам в классах – ИОСО согласно технологии;
индивидуально-ориентированные планы для учащихся по предметам;
разноуровневый дидактический материал по предметам;
система учебных занятий по предметам с применением информационно-коммуникационных технологий;
мониторинго-диагностическая система учебно-воспитательного процесса.
Ежегодно педагоги обучаются на курсах, организованных лабораторией ИОСО при ИПК города Красноярска. В 2011 – 12 учебном году 23 учителей-предметников обучились на выездных курсах лаборатории на базе нашей школы.
Наша школа сегодня – это 295 учащихся, 252 семьи, 478 родителей, 23 педагогических работников.
Среди них: 3 отличника образования, 4 ветерана труда, 5 почетных работника общего образования РФ, 1 заслуженный учитель Красноярского края, 1 заслуженный учитель РФ, 4 дипломанта городского конкурса «Учитель года», 2 победителя городского конкурса «Учитель года», 6 участников Конкурса на получение денежного поощрения лучших учителей России, 2 из них стали призёрами.
94% педагогических работника имеют высшее, а 6% - незаконченное высшее образование. 92 % педагогов аттестованы на высшую и первую квалификационные категории.
Вовлечение педагогов в инновационную деятельность – способ появления новой категории работников образования – инновационного кадрового ресурса.
Ежегодно учащиеся «ИОСО-шных» классов принимают активное участие в городских предметных олимпиадах и научно-практических конференциях. По количество занятых призовых мест среди школ города мы находимся на 1-2 местах.
За последние четыре года увеличилось количество девятиклассников, поступающих в 10-й класс нашей школы. С 44% до 60% выросло количество выпускников, поступающих в ВУЗы.
За последние годы окончили школу с золотыми медалями 3 ученика, с серебряными – 5 учащихся. До этого времени почти за 45 – летний период существования из стен школы вышло всего два медалиста.
За годы работы по ИОСО школа награждена:
- грамотами главного управления образования Красноярского края;
- грамотой Законодательного Собрания Красноярского края;
- грамотами администрации города Боготола;
- многочисленными грамотами МКУ "Управление образования г. Боготола";
- грамотами межшкольного методического центра города Боготола;
- грамотами отдела культуры администрации города Боготола;
- многочисленными грамотами отдела по делам молодёжи и спорту администрации города Боготола;
- грамотами института повышения квалификации педагогических работников Красноярского края.
В 2007 году Школа становится призёром конкурса муниципальных
общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные
образовательные программы в Красноярском крае. Грант 500 000
рублей.
Педагоги школы регулярно участвуют в конференциях по ИОСО, проводимые Красноярским институтом повышения квалификации работников образования и лаабораторией ИОСО.
В работе IX научно-практической конференции 2008
года «Индивидуально-ориентированная система обучения: достижения,
возможности, перспективы»приняла участие команда учителей в
составе:
Кревт Татьяна Геннадьевна - учитель биологии, на конференции
представила мастер-класс «Формирование биологических понятий в условиях
индивидуально-ориентированных учебных занятий».
Макарова Татьяна Николаевна - учитель русского языка и литературы,
выступила с докладом на тему «Формирование компетентностей учащихся на
уроках русского языка и литературы».
Иванова Елена Геннадьевна - учитель истории, представила мастер класс
«Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках истории и
обществознания».
Бочка Любовь Геннадьевна - учитель начальных классов, выступила с
докладом «Использование метода проектов при формировании
информационно-коммуникационных умений младших школьников»
В краевой конференции 2009 года приняли участие педагоги: Иванова
Елена Геннадьевна, Макарова Татьяна Николаевна, Питенина Людмила
Федоровна.
Урок учителя географии Соколовой Ольги Александровны